«Ушёл алим – ушла Вселенная…»: самые интересные факты из жизни великого богослова Марджани

    Его творчество есть квинтэссенция татарской религиозно-философской мысли, которая и определила путь её (мысли) развития во второй половине XIX века. Его называли и продолжают называть богатырём мысли, а просветитель казахского, башкирского и татарского народов Акмулла и вовсе в честь известного татарского богослова написал поэму, где назвал его «Полярной звездой», которая освещает путь к духовной свободе. Речь идёт о таком выдающемся богослове и просветителе татарского народа, как Шигабутдин Марджани, которому сегодня исполняется 200 лет со дня рождения. Предлагаем Вам ознакомиться с основными периодами жизни и деятельности богослова, узнать интересные факты и прочитать, что о нём говорили видные учёные и его последователи, а также как он сам относился к татарской элите. «Родился ночью, в четверг 7 рабиа I 1233/ 15 января 1818 года, по другим сведениям, пятого, после захода солнца, - в селе Ябынчи. В пятницу, 15 рабиа I [12]37/ 10 декабря 1821 года, [мой] благородный отец переехал в деревню Ташкичу на должность имама. 8 зу-л-хиджжа [1]238/ 16 августа 1823 года мать отправилась за милостью Истинного [умерла], что нас очень опечалило». Предки Марджани со стороны отца и матери принадлежали к фамилиям известных имамов-мударрисов. Именно от них он и перенял первые сведения по истории, философии, Священному Корану и сунне Пророка (мир ему и благословение), арабскому и персидскому языкам. Отец обучил его также логике и каламу. Дед со стороны матери Марджани обучал его Корану, сунне, фикху и мазхабам. Своё начальное образование он получил в медресе в селе Ташкичу, обучение продолжил в Бухаре и Самарканде. В Узбекистан он приезжает в 1838 году и застал в медресе бездумное заучивание Корана, религиозных текстов и полное отсутствие светских дисциплин. В 1843 году просветитель отправляется в Самарканд, где продолжает обучение в медресе «Ширдар» и знакомится с историком, кади Абу Саидом ас-Самаканди, который и стал поводом столь сильного увлечения Марджани историей. В 1845 году он возвращается в Бухару, в медресе «Мир-Араб». На родину богослов возвращается лишь спустя 11 лет – в 1849 году, сдаёт экзамены в Казани и Уфе. 20 апреля 1850 года его назначают имамом-мударисом I Казанской мечети согласно указу Оренбургского духовного собрания мусульман. А в 1867 году ОМДС (Оренбургское магометанское духовное собрание) назначило Марджани на должность ахуна и мухтасиба Казани. В течение всей своей жизни Марджани прочитал немало книг, предпочитая обращаться к первоисточникам и трудам в оригинале.

 

www.islam-today.ru