Отдел "Хутбы на каждую неделю"

"О превосходстве месяца Рамазан"
 
Хвала Аллаху, Творцу и Создателю, Который сотворил воду и землю и расселил на ней живых тварей! Мир и благословение Пророку Мухаммаду, который донес до людей послание Господне, его семье, сподвижникам и всем, кто следует их прямым путем!
 
Рамазан – это месяц поста и поклонения, праведности и благодати, когда Аллах приумножает награду за праведные дела и одаряет Своих рабов щедрыми дарами, когда врата добра и милости широко раскрываются перед каждым, кто жаждет их. В этот месяц был ниспослан Священный Коран – верное руководство для людей и ясные знамения из верного руководства и различения между истиной и ложью. Этот месяц ознаменован Божьей милостью, прощением и избавлением от мучений в Аду. Его начало – это милость, его середина – это прощение, а его конец – это избавление от Ада. О его превосходстве говорится во многих преданиях, которым нет счету. Передают со слов Абу Хурейры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда наступает рамадан, распахиваются врата Рая, запираются врата Ада, а дьяволов заковывают в оковы» (аль-Бухари и Муслим).
 
Врата Рая раскрываются в этом месяце, потому что верующие начинают совершать намного больше праведных поступков, чем в другое время, и это обстоятельство должно вдохновлять их на новые добрые дела. Врата Ада закрываются, потому что верующие реже совершают грехи, и дьяволы, которых заковывают в путы, уже не могут совершать злодеяния, которые им удаются в другое время.
 
Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В Рамазане моим последователям дарованы пять особенностей, которые не были дарованы предыдущим общинам: неприятный запах изо рта постящегося для Аллаха приятнее, чем благоухание мускуса; ангелы молят прощения для них вплоть до разговения; каждый день Аллах украшает Свой Рай и говорит: «Близко то время, когда праведные рабы Мои, сбросив с себя бремя тягот и беспокойства, устремятся сюда»; мятежных дьяволов заковывают в оковы, и они не могут делать того, что они делают в другое время; и постящиеся удостаиваются прощения в последнюю ночь». Люди спросили: «О посланник Аллаха, это – ночь предопределения?» Он ответил: «Нет, просто труженик получает свою награду сполна, когда завершает начатое дело» (Ахмад).
 
Аллах оказал мусульманам особую милость, почтив их этими удивительными особенностями, чтобы завершить Свое благодеяние по отношению к ним. И это – лишь немногие из черт, подчеркивающих превосходство мусульман над остальными общинами. Всевышний сказал: «Вы – лучшая из общин, появившаяся на благо человечества; вы повелеваете одобряемое, удерживаете от предосудительного и веруете в Аллаха» (сура 3 «Семейство `Имрана», аят 110).
 
Неприятный запах изо рта постящегося для Аллаха приятнее, чем благоухание мускуса. Этот запах появляется тогда, когда желудок человека пуст, и хотя он неприятен людям, для Аллаха он милее, чем благоухание мускуса, потому что является результатом поклонения Аллаху и богоугодного дела. Все, что является следствием поклонения Аллаху и покорности Ему, угодно нашему Пречистому Господу, и Он возмещает это человеку тем, что лучше, прекраснее и приятнее. Достаточно сказать, что мученик, погибший на пути Аллаха, сражаясь за то, чтобы возвысить Его Слово, в День воскресения предстанет перед ним с кровоточащей раной, из которой будет течь алая кровь с запахом мускуса. А во время хаджа Аллах гордится перед ангелами паломниками, которые собираются в долине Арафат, говоря им: «Посмотрите на этих рабов Моих, которые пришли ко мне с растрепанными и запыленными волосами!» (Ахмад и Ибн Хиббан) В этот день Аллаху нравится смотреть на рабов с растрепанными волосами, потому что они оказались в таком состоянии, стараясь избежать роскоши и поступков, которые запрещены паломникам в ихраме .
 
Ангелы молят прощения для постящихся вплоть до разговения. Ангелы – это почтенные рабы Аллаха, которые не ослушаются Его велений и совершают только то, что им приказано. И они заслуживают того, чтобы Аллах ответил на их молитвы, потому что они поступают так с Его позволения. Он позволил им молиться за прощение постящихся для того, чтобы подчеркнуть их высокое положение и разъяснить важность этого обряда поклонения. И если Господь прощает грехи Своим рабам, то Он избавляет их от дурных последствий этих поступков как в этом мире, так и в Последней жизни. Это – та самая высшая цель, к которой должны стремиться люди, потому что все потомки Адама грешат, поступая несправедливо по отношению к себе, и нуждаются в прощении Всемогущего и Великого Господа.
 
Каждый день Аллах украшает Свой Рай и говорит: «Близко то время, когда праведные рабы Мои сбросят с себя бремя тягот и беспокойства и устремятся сюда». В рамадане Всевышний ежедневно украшает Райские Сады, подготавливая их для верующих рабов и тем самым приумножая их стремление попасть туда. Обращаясь к Раю, Аллах говорит: «Близко то время, когда Мои праведные рабы сбросят с себя утомительное и беспокойное бремя мирских забот и посвятят себя праведным деяниям, которые являются залогом их счастья как в этом мире, так и в Последней жизни, которые помогут им попасть сюда, в обитель милости и благополучия».
 
Мятежных дьяволов заковывают в оковы, и они не могут делать то, что они делают в другое время (аль-Бухари и Муслим). Им не удается добиться своей цели – у них не получается сбивать праведных рабов Божьих с прямого пути и отдалять их от добрых дел. Аллах оказывает поддержку верующим и помогает им одолеть врага, который без устали подталкивает своих сторонников к тому, чтобы они стали обитателями Адского Пламени. И поэтому праведные мусульмане в рамадане устремляются к добру и сторонятся грехов усерднее, чем в любое другое время.
 
Постящиеся удостаиваются прощения в последнюю ночь этого месяца (аль-Бейхаки). Если мусульмане исправно соблюдают все предписания этого благословенного месяца, постятся и совершают ночные намазы, то Пречистый Аллах оказывает им милость по окончании его, воздавая им сполна за совершенные благодеяния. Поистине, труженик по окончании работы должен сполна получить заслуженное вознаграждение.
 
Тем не менее, награда постящихся остается милостью Аллаха по отношению к ним, и в пользу этого свидетельствуют три обстоятельства.
 
Во-первых, именно Аллах узаконил для них праведные деяния, которые позволяют им заслужить прощение грехов и подняться на более высокую ступень. Если бы Аллах не сделал этого, то они не смогли бы поклоняться Ему и приближаться к Нему посредством этих благодеяний. Любое поклонение строится только на откровениях, которые Аллах ниспослал Своим посланникам. И поэтому Он укорил тех, кто самостоятельно придумывает религиозные законы, назвав такой грех одной из форм приобщения сотоварищей к Нему: «Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах? Если бы не решающее Слово, то их спор был бы уже решен. Воистину, беззаконникам уготованы мучительные страдания» (сура 42 «Совет», аят 21).
 
Во-вторых, именно Аллах вдохновил верующих на совершение этих праведных дел, и если бы Он не сделал этого, то они не сумели бы пройти этим тернистым путем. Он один оказывает благодеяния рабам, наставляя их на прямой путь. В Коране по этому поводу говорится: «Они попрекают тебя тем, что обратились в ислам. Скажи: «Не попрекайте меня вашим обращением в ислам. Это Аллах оказал вам милость тем, что привел вас к вере, если вы вообще говорите правду» (сура 49 «Комнаты», аят 17).
 
В-третьих, Аллах по Своей милости установил для них великую награду, и за каждое доброе дело верующий получает вознаграждение в десятикратном размере, которое может вырасти до семисоткратного и даже более того.
 
Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал, что слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если раб обратится в ислам и станет исповедовать его надлежащим образом, то Аллах простит ему любой грех, совершенный им прежде. После этого воздаяние для него будет таким: за каждое благое дело он получит десятикратное вознаграждение, которое может вырасти до семисоткратного, а за каждое дурное дело, ему воздастся только равным, если только Аллах не простит его» (Ахмад и аль-Бухари). Таким образом, Всевышний оказывает людям милость, когда вдохновляет их на совершение добрых дел и когда вознаграждает их за эти дела.
 
Особенности месяца Шагбан
 
Шаабан — один из самых ценных месяцев, для которого можно найти особые инструкции в Сунне Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям). В достоверном хадисе сообщается, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) постился большую часть месяца Шаабан. Эти посты не были для него обязательными, но Шаабан — это месяц, непосредственно предшествующий Рамадану. Поэтому Пророком Мухаммадом (салляллаху алейхи уа саллям) были предложены подготовительные меры, некоторые из которых перечислены ниже:

1. Благословенный сподвижник Анас (радиаллаху анху) сообщил, что Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) спросили:
 
«Какой пост наиболее ценен после постов Рамадана?». Он ответил: «Посты Шаабана в честь Рамадана». (Передано Тирмизи, гариб-хадис)
 
2. Благословенный сподвижник Усама ибн Зейд (радиаллаху анху) сообщил, что он спросил Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям):
 
«Посланник Аллаха, я видел тебя постящимся в месяц Шаабан так часто, как ни в какой другой месяц.» Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) ответил: «Это (Шаабан) месяц между Раджабом и Рамаданом, которым многие люди пренебрегают. И это месяц, в котором расчет дел (людей) представляется перед Господом вселенной, поэтому я хочу, чтобы мои дела были представлены в то время, когда я держу пост». (Насаи. Сунан)
 
3. Уммуль-Му'минин Айша (радиаллаху анха) сказала:
 
«Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) имел обыкновение поститься весь Шаабан.» Я спросила его: «Посланник Аллаха, Шаабан — твой самый любимый месяц для поста?» Он сказал: «В этом месяце Аллах устанавливает список людей, умирающих в этом году. Поэтому я хочу, чтобы моя смерть пришла, когда я держу пост». (Передал Абу Ягля с надежной (хасан) цепочкой рассказчиков (Мунзири. Таргиб ва тархиб. – Том 2, стр. 240))
 
4. В другом хадисе она говорит:
 
«Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) иногда начинал поститься беспрерывно, что мы начинали думать, что он никогда не прекратит поститься, а иногда он имел обыкновение прекращать поститься, что мы начинали думать, что он никогда не будет поститься. Я никогда не видела Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) постящимся в течение всего месяца, за исключением месяца Рамадан, и я никогда не видела его постящимся чаще, чем в Шаабан». (Бухари. Сахих; Муслим. Сахих).
 
5. В другом хадисе она говорит:
 
«Я никогда не видела Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) постящимся столь обильно, как он это делал в месяц Шаабан. Он имел обыкновение поститься в этот месяц, оставляя лишь несколько дней, вернее, он имел обыкновение поститься почти весь этот месяц». (Тирмизи. Сунан)
 
6. Уммуль-Му'минин Умм Салямах (радиаллаху анха) сказала:
 
«Я никогда не видела Посланника Аллаха постящимся на протяжении 2 месяцев беспрерывно кроме месяцев Шаабан и Рамадан». (Хасан-хадис, Тирмизи. Сунан).
 
Эти хадисы указывают на то, что пост в месяц Шаабан, хотя и не является обязательным, является настолько ценным, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) не любил пропускать его.
 
Но следует иметь ввиду, что посты Шаабана — только для тех людей, которые способны держать их, не вызывая при этом неполноценности в обязательных постах в Рамадан. Поэтому, если человек боится, что после постов в Шаабан он потеряет силу или бодрость для постов в Рамадан и окажется не способен с бодростью поститься в Рамадан, ему не следует поститься в Шаабан, поскольку пост в Рамадан, являющийся обязательным, более важен, чем добровольный пост в Шаабан. Поэтому Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) запретил мусульманам поститься 1 или 2 дня непосредственно перед началом Рамадана.
 
Благословенный сподвижник Абу Хурайра (радиаллаху анху) передал, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
 
«Не поститесь после того, как прошла первая половина месяца Шаабан».(Абу Дауд).
 
Согласно другому хадису, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
 
«Не предваряйте месяц Рамадан одним или двумя постами». (Бухари).
 

Смысл приведенных выше хадисов — в том, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сам имел обыкновение поститься большую часть месяца Шаабан, потому что не боялся слабости или усталости перед началом Рамадана. А другим он приказал не поститься после 15-го шаабана из-за опасения, что они потеряют силу и бодрость перед началом Рамадана и не смогут с воодушевлением встретить месяц Рамадан.

 

Ночь Бараат
 
Еще одной значимой особенностью месяца Шаабан является наличие в нем ночи, которая обозначена в шариате как «Ляйлятуль-Бараат» (Ночь освобождения от Огня). Эта ночь наступает между 14-ым и 15-ым днями месяца Шаабан. Существуют определенные хадисы Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям), доказывающие, что это особая ночь, в которую Божественная милость посещает людей всей земли. Некоторые из хадисов приводятся ниже:
 
1. Сообщается, что Уммуль-Му'минин Айша (радиаллаху анха) сказала:
 
«Однажды Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) совершал ночную молитву (тахаджуд) и находился в очень продолжительном саджда, что я забоялась, не умер ли он. Когда я увидела это, я встала (с кровати) и подвинула его большой палец (чтобы убедиться, что он жив). Палец сдвинулся, и я вернулась (на свое место). Затем я услышала, как он говорил в саджда: «Я ищу прибежища Твоего прощения от Твоего наказания, и я ищу прибежища Твоего довольства от Твоего недовольства, и я ищу Твоего прибежища от Тебя. Я не могу восхвалить тебя так полно, как Ты того заслуживаешь. Ты именно такой, каким Ты определил Себя.» После этого он поднял голову из саджда и закончил свой намаз. Он обратился ко мне: «Айша, ты думала, что Пророк предал тебя?» Я сказала: «Нет, О Пророк Аллаха, но я боялась, что твою душу забрали (из этого мира), потому что твой саджда был очень долгим.» Он спросил меня: «Знаешь ли ты, что это за ночь?» Я сказала: «Аллах и Его Посланник знают лучше.» Он сказал: «Это ночь половины Шаабан. Аллах Всемогущий смотрит в эту ночь на своих рабов и прощает тех, кто просит прощения, и удостаивает Своей милости тех, кто молит о милости, но сохраняет тех, кто имеет злой умысел (против мусульманина), такими же (и не прощает их до тех пор, пока они не освободятся от злобы». (Передано Байхаки (Мунзири. Таргиб ва тархиб. – Том 2, стр. 232)).
 
2. В другом хадисе саййидах Айша (радиаллаху анха) сообщила, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
 
«Аллах Всемогущий в ночь в середине (месяца) Шаабан прощает большое количество людей — больше, чем количество волосков овец племени Кальб». (Тирмизи. Сунан).
 
Кальб представляло собой большое племя, располагавшее очень большим числом овец. Поэтому последнее предложение хадиса указывает на большое количество людей, прощаемых в эту ночь Аллахом Всемогущим.
 
3. Еще в одном хадисе она передала, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
 
«Это срединная Ночь (месяца) Шаабан. Аллах освобождает большое количеств людей от Огня, больше, чем волосков, растущих на овцах племени Кальб. Но Он даже не посмотрит на человека, придающего Аллаху сотоварищей, или на того, кто взращивает злой умысел в своем сердце (против кого-нибудь), или на того, кто порывает родственные связи, или на человека, оставляющего свои одежды свисающими ниже щиколоток (как знак гордыни), или на того, кто ослушается родителей, и на того, кто имеет привычку пить вино». (Передано Байхаки (Мунзири. Таргиб ва тархиб. – Том 2, стр. 241)).
 
4. Саййидина Му'аз ибн Джабаль (радиаллаху анху) передает, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
 
«Аллах Всемогущий посмотрит на всех созданных Им в срединную Ночь Шаабан и простит всех созданных Им, за исключением того, кто придает Ему сотоварищей или того, в чьем сердце злой умысел (против мусульманина)». (Передано Табарани и в «Сахих» Ибн Хиббана (Мунзири. Таргиб ва тархиб)).
 

 Шагбан - это месяц поклонения и добрых дел

Досточтимые мусульмане!
Мы все знаем, что все на земле и на небе принадлежит Всевышнему Аллаhу. Все месяцы, дни и ночи в Его власти.
Пророк Мухаммад (Мир ему) говорил:
"Аллаh прекрасен и любит прекрасное".
Великий Творец не только украсил этот мир, но и наполнил его тайным, глубоким смыслом.
Для своих рабов Он создал четыре времени года и время богослужения связал с лунным календарем.
В Священном Коране в 36 аяте суры "Тауба" сказано: 
"Поистине, число месяцев, согласно Писанию Аллаhа, - двенадцать, со дня как сотворил Он небеса и землю.
Из них четыре месяца - запретные.
Это закон Аллаhа, и его нельзя отменить или изменить".
Шагбан - это месяц поклонения и добрых дел, которые готовят сердце к приближающемуся месяцу поста. Этот месяц считается месяцем пророка Мухаммада (Мир ему). Так как он находится между запретным Раджабом и месяцем Корана - Рамазаном, именно поэтому пророк (Мир ему) приходил в особое волнение при наступлении Шагбана.
В своем хадисе пророк Мухаммад (Мир ему) сказал:
"Превосходство месяца Раджаб перед другими месяцами - такое же, как превосходство пророков перед остальными людьми. Превосходство Шагбана перед другими месяцами - такое же, как мое превосходство перед другими пророками. А превосходство Рамазана - такое же, как превосходство Аллаhа перед Его творениями".
В месяц Шагбан пророк Мухаммад (Мир ему) каждый день держал пост и много молился.
Усама Абу Зарр однажды спросил пророока (Мир ему): "О посланник Аллаhа, ты постишься в этот месяц больше, чем в другие (кроме Рамазана). Не мог бы ты объяснить причину?".
Пророк (Мир ему) ответил: 
"Месяц между Раджабом и Рамазаном наполнен благодатью Всевышнего, но люди не знают об этом. Это именно тот месяц, во время которого все дела людские будут представлены Господу Миров. И я хочу, чтобы мои деяния предстали перед Аллаhом, когда я пребываю в состоянии поста".
Дорогие правоверные!
В этом месяце распространяется добро.
"Совершайте добрые делапо мере сил ваших", - напутствовал нас пророк Мухаммад (Мир ему).
Давайте проведем месяц Шагбан в посте и поклонении, в совершении благих деяний, чтобы ждать месяц Рамазан, как будто ждем уважаемых гостей.
Пусть Всевышний Аллаh примет наши молитвы, благие дела и поступки и вознаградит счастьем в обоих мирах!
Муфтий Оренбургской области - Альфит хазрат Шарипов